История рижского цирка / Rīgas cirka vesture


Рижский Цирк - — учреждение культуры в городе Риге и занимаемое им специальное здание в историческом центре города. Одно из старейших цирковых зданий в Европе. Является памятником архитектуры государственного значения Латвии . Расположен на улице Меркеля, 4.


История рижского цирка / Rīgas cirka vesture


Цирк был построен в 1888-м году архитектором Янисом-Фридрихом Бауманисом.


Янис Фридрих Бауманис родился в Риге в 1834 году (Лифляндская губерния Российской Империи). Известный лифляндский архитектор; первый архитектор-латыш, получивший высшее образование и ставший основоположником национальной архитектуры. Сын Артур Бауманис один из первых создателей исторического жанра в латышской живописи.

В Берлинской Академии Бауманис проучился с 1860 по 1862 год; в Санкт-Петербурге он провёл три года (1862—1865), в итоге получив вожделенный диплом полноценного архитектора с правом заниматься архитектурной практикой в губернской столице. С 1870 по 1880 год Бауманис занимал ответственный пост архитектора Видземского губернского управления.
Он проектировал здание Сейма Латвии и Верховного Суда Латвии.
По проектам Я. Бауманиса построено около тридцати православных церквей в Лифляндской губернии в городах Рига, Валмиера, Бауска... в других городах Латвии , а так же Эстонии.

А первым директором и одним из основателей и инвесторов Рижского Цирка был предприниматель Альберт Саламонский.


Альберт Вильгельмович Саламонский родился в 1839 году в Италии. Потомственный цирковой артист , предприниматель, директор и основатель нескольких цирков, в том числе Московского цирка Никулина на Цветном бульваре (первоначально «цирк Саламонского», 1880), Одесского, Берлинского и Рижского цирка (до 1941 года — «цирк Саломонского»).

Из потомственной еврейской цирковой семьи . Родители — цирковые артисты Вильгельм Саломонский и Юлия Каре . Отец был наездником и дрессировщиком лошадей.
В цирке Альберт Саламонский участвовал как наездник, конный акробат, дрессировщик лошадей и актёр. Как наездник дебютировал в 1862 году в цирке Ренца (Берлин). Первый исполнитель сальто-мортале на неосёдланной лошади. Коронный номер — проезд верхом на лошади по бревну на высоте 5 метров.

Свое начало цирковые представления в Риге берут первой половине 18-го века, когда в городе гастролировали шапито. В 1864 году напротив Верманского парка было возведено деревянноее здание для выступлений гастролирующих трупп, а в 1888 году было построено каменное.
Первое представление было дано 29 декабря 1888 года.

К моменту своего открытия это было первое здание в Риге, специально построенное для развлекательных мероприятий. За представлениями одновременно могли наблюдать 1700 зрителей — по тем временам цифра очень внушительная!

Рижский цирк Соломонского

Конструкции сводов здания цирка, а также подпоры зрительного зала сделаны из железнодорожных рельс. Партер на 580 мест, амфитеатр на 450 мест. Диаметр манежа — почти 12 метров. Рабочая высота купола — 11 метров. В цирке есть зрительское фойе, гардеробные, тренировочный зал, помещения для животных, слоновник для 6 слонов и два стойла для 30 лошадей, а также грим-уборные, электроцех, помещения для звукооператора, костюмера, обслуживающего персонала и администрации.
Интересен тот факт, что помимо цирковых программ, в здании проходили и другие мероприятия. Так, в конце 19-го века в нем рижанам впервые был продемонстрирован кинофильм приехавшими братьями Люмьер. Позже на арене проходили чемпионаты по борьбе, боксу, выступали силачи и проходили концерты.


Популярный клоун Рижского Цирка, Казимир Петрович Плучс, был родом из под Даугавпилса. Будучи уже неплохим гимнастом, осенью 1910 года он прочитал объявление в газете о том, что труппе акробатов Новелло нужны ученики. Казимир поехал в Ригу, пришел в цирк и был принят на таких условиях: три года работы без жалованья, лишь за харчи и одежду.
 

С труппой Новелло молодой артист отправился в гастрольную поездку по Европе. График был напряженный: днем — репетиции, вечером — представления, к тому же ученику приходилось обслуживать семью хозяина — нянчить детей, убирать комнаты, ходить на рынок.
Кончилось тем, что он с партнером отрепетировал свой акробатический номер, сбежал и в маленьком французском городке начал самостоятельную работу.

Почти восемь лет Плучс проработал акробатом, пока счастливая случайность не изменила всю его дальнейшую жизнь. Случилось это в Рижском цирке. Именно здесь акробат Роланд стал белым клоуном Роландом.

Произошло это совершенно случайно. Осенним вечером 1922 года популярные латышские клоуны Рипсис и Пипсис не смогли выйти на манеж. Но в цирке, где вся программа велась на немецком языке, необходимо было хотя бы в начале представления дать пару клоунад на латышском.
Режиссер цирка и главный шпрехшталмейстер Юлиус Морус предложил Казимиру выйти вместе с ним на манеж как белому клоуну. Вопреки всем ожиданиям, новую клоунскую пару зрители приняли овациями.

За дебютом Роланда наблюдал самый популярный тогда рыжий клоун Эйжен, который оценил талант новичка и предложил ему работать вместе. Кстати говоря, особым успехом их дуэт пользовался в России.

Белая шапочка, белый украшенный блестками костюм, белое сильно напудренное лицо, подчеркнуто маленький рот, стремительно взлетевшая бровь, выразительные глаза — таким был последний и лучший белый клоун латвийского цирка. Это самое трудное амплуа в цирке, а Роланд сохранил и чистоту жанра, и благородную манеру игры.

1911 год. Рижский цирк.

Сперва цирковые представления давали исключительно приглашенные из-за границы артисты. Первым латышом, вышедшим на манеж Рижского цирка в 1899 году, был Мифорт Реймс — «силач и гладиатор».

Странное имя, не правда ли? А вы прочитайте его задом наперед. Мифорт — Трофим. Реймс — с небольшими поправками Мейерс.

Трофим Мейерс родился в 1875 году. 12-летним мальчиком родители пристроили его рассыльным к мяснику. Пробегая с корзинами мимо Верманского парка, он видел недавно построенное здание деревянного цирка и находил возможность хоть как-то «приобщиться к искусству».

В 15 лет плечистый парень пошел в моряки. В поисках школы, где учат на циркача, он добрался в конце концов до Берлина. Там отыскал атлетический клуб. Днем Трофим работал на колбасной фабрике, вечером тренировался. А по воскресеньям участвовал в любительских схватках борцов на берлинском ипподроме.
В 1896 году Трофим вернулся в Ригу, нашел еще пятерых силачей — и получилось что-то вроде цирковой труппы. Но как латышам пробиться на манеж? Нужно было по крайней мере подготовить номер.

Трофим умудрился попасть в бродячую труппу, выступавшую в Александровском саду. Но публика желала видеть на манеже иностранцев — и он догадался написать свое имя задом наперед. Получилось красиво. А потом пришла в голову идея — не просто поднимать железные шары, а жонглировать ими. И не просто жонглировать — а на проволоке, на высоте в шесть футов. Это еще никому не приходило в голову. 3 марта 1899 года состоялся дебют Мифорта Реймса на манеже цирка Саламонского. Пришла слава, начались гастроли... Теперь Мифорт Реймс считается отцом латвийского цирка.
 

Первые зрители «дома развлечений» были от рижского цирка в полном восторге. Конечно, ведь внутреннее пространство помещения основательно освещается роскошными газовыми лампами из резного стекла. Сиденья удобно размещены друг за другом, ряд за рядом, по кругу зрительного зала. Для музыкантов здесь создана собственная хорошо видная эстрада. Возросший интерес публики к новому развлечению, Саламонскому очень понравился. Почувствовав выгоду, Саламонский с чутьем настоящего предпринимателя, объявляет о продолжении представлений, обещая все новые и новые чудеса на манеже. В последние два дня уходящего 1888-ого года после триумфальной премьеры, публики стало еще больше. Люди приводили с собой детишек на специальные детские представления. А 31-ого декабря на гала-представлении Саламонский вывел в манеж десяток виртуозных наездников на лошадях. Были так-же и акробаты, и танцовщицы, и смешные клоуны, а так-же уникальный номер Адель Рози – головокружительные прыжки через 20 колец. Саламонский запланировал два представления и 1-го января, приглашая всех посмеяться над шутками новых клоунов.“Что же это за цирк, если публика мало смеётся,” говорит директор.

1930 год. Рига. Пассажирский дирижабль "Graf Zeppelin" и Рижский Цирк

Замечательная история Рижского Цирка продолжалась и в советские годы. После Второй Мировой Войны здание было национализировано, цирк перешел в ведение Министерства Культуры. Добавим, что труппа рижского цирка с успехом гастролировала по Советскому Союзу и за рубежом, а в здании цирка выступали выдающиеся мастера жанра, здесь даже бывал Юрий Никулин.

1947 год. Рижский Цирк. Ольховиковы

1949 год. Джигиты Хасанбек, Алибек и Ирбек Кантемировы в Рижском Цирке

Конец 1940-х годов. Рижский цирк. Клоун Дубино, Роланд и Карандаш. Реприза Вода

Первым директором, теперь уже рижского государственного цирка, стал латыш — мастер конной дрессуры Эдуард Приеде, ученик самого Вильямса Труцци.
Однако подлинного расцвета латышское цирковое искусство достигло только в послевоенные годы.
Эквилибристы Бретини (Цииовскис), жонглер А. Виркуас, клоун Роланд (Плучс), клоуны Шлискевич и Антонио (Маркунас) обрели повсеместную популярность Латышский цирковой коллектив выпустил в 1959 году программу «Лито», ознакомив с ней множество городов нашей необъятной родины.


1950-е годы. Белоснежное здание Рижского цирка на улице Меркеля.. Белоснежное здание Рижского цирка на улице Меркеля

1950-е годы. Jenny Jager

1952 год. Клоун Олег Попов на манеже Рижского Цирка

1956 год. Акробаты на шарах Рогаткины

1957 год. Иллюзионист Эмиль Кио (слева) на арене Рижского цирка (автор фото Лев Великжанин)

Здание же Рижского цирка, будучи невелико по габаритам, сыграло в развитии советского циркового искусства заметную роль. Здесь были подготовлены или переоформлены известнейшие советские аттракционы. Недаром ил красочных значках, выпушенных к юбилею. красуются лаконичные, но о многом говорящие слова: «В. Филагов— 1948», «Э. Т. Кио — 1953», «А. Корнилов — 1963», «Тереза Дурова — 1963», С. Денисов — 1973.

1960-е годы. Возле здания Рижского Цирка на улице Меркеля

1960 год. Дрессировщики Тамара и Александр Буслаевы

1960-е годы. Ольховикова Виктория Леонидовна на манеже Рижского Цирка

1960-е годы. Эквилибристка Юмаева

1965 год. Гимнасты на турнике Михаила Николаева на манеже Рижского Цирка

1968 год. Дрессировщица медведей Эльвира Подчерникова в Рижском Цирке

1969 год. Алексей Попович

1969 год. Алексей Попович

Рижский цирк выпустил Латышский цирковой коллектив, который называется «Рига». Коллектив этот знакомит зрителей с самобытным искусством латышского народа. Его артисты приняли участие в героической пантомиме «Подвиги, созданной в Киеве к 30-летию Великой Победы над фашизмом.

1975 год. Рига. Rīgas cirka arēnā pāri virvei lec lācis. Virs ieejas arēnā uzraksts "100 Rīgas cirkam" (источник фото: Viļņa Staņas dokumentu kolekcija)

1975 год. Рига. Rīgas cirka arēnā pāri virvei lec lācis. Virs ieejas arēnā uzraksts "100 Rīgas cirkam" (источник фото: Viļņa Staņas dokumentu kolekcija)

1974 год. Анатолий Марчевский в Рижском Цирке

1975 год. Штейнтрапе артистка Чекалова под куполом Рижского Цирка

Айрат Вильданов на репетиции в Рижском Цирке. На фото его знаменитый номер Медведицы на лошадях

Владимир Смирнов, Геннадий Насонов и Игорь Чекалов - эксцентрика Девушка и хулиганы

Дрессировщица голубей Айя Балоде

Силовой жонглер Раманаускас

Степан Денисов

Танцы на проволоке Нина Логачева

Общественность Риги отметила юбилей цирка широко. В переполненном здании цирка «виновников торжества» приветствовал министр культуры Латвийской ССР В. И. Каупуж. Под овацию зала прикрепил к знамени цирка Орден Трудового Красного Знамени секретарь ЦК КП Латвии тов. И. А. Андерсон. О популярности любимого народом циркового искусства, о его делах и планах рассказал управляющий Союзгосцирка М. Цуканов. Затем бурным потоком хлынули приветствия. Поздравляли представители заводов и колхозов. театры и школы, воины Краснознаменного Прибалтийского военного округа. Горячее поздравление прислал председатель колхоза «Лачплесис». Герой социалистического труда тов. Каулиньш, начавший трудовой путь в 1924 г. в Рижском цирке в качестве берейтора у дрессировщика Э. Приеде.

7 ноября 1989 года. Рига. Праздничная демонстрация на улице Меркеля возле Рижского Цирка
7 ноября 1989 года. Рига. Праздничная демонстрация на улице Меркеля возле Рижского Цирка (автор фото 60uz5komats6)

1980-е годы. Альбина Зотова на и ее верный конь Бармалей

1980-е годы. Борис Бирюков

1980-е годы. Вальтер и Татьяна Запашные в аттракционе Среди хищников на манеже Рижского Цирка.

1980-е годы. Эквилибрист В. Расшиквин

1982 год. Группа акробатов под руководством Александра Бондарева

1989 год. Артистка Ермолаева

1989 год. Здание Рижского Цирка на улице Меркеля, 4 (автор фото Aare Olandar)

1989 год. Рига. Цирк (фото из архива shiraslan)

Рижский цирк. Рисунок Юрия Никулина (из фондов музея Юрия Никулина)

От Латвийского театрального общества цирк поздравили народные артисты СССР Вия Артмане и Э. Я. Бригелис, от цирков-орденоносцсв В. Никулин (Киев). Приветствия передали В. Кирнос, А. Сонин, А. Левин (Ленинград), Н. Жидков (Пенза), от Ярославского цирка, с которым рижане соревнуются, И. Воробьев. Все» поздравивших сердечно поблагодарил директор Рижского цирка А. Млокит.
В заключении с большим подъемом прошло представление Латвийского циркового коллектива «Рига».

Август 1990 года. Рига. Улица Меркеля. Возле цирка (фото из архива: Roman Newestenko-Dąbrowski)

1990 год. Рига. Улица Меркеля. Возле Рижского цирка (фото из архива Clownen Ruben Madsen)

1990 год. Рижский цирк (фото из архива Clownen Ruben Madsen) 2

1990 год. Рижский цирк (фото из архива Clownen Ruben Madsen) 3

1990 год. Рижский цирк (фото из архива Clownen Ruben Madsen).

1990-е годы. Династия Корниловых

1992 год. Клоун Мартирос Кещан или клоун Грачик в Рижском Цирке

1995 год. Аттракцион Терезы Дуровой

После восстановления независимости здание сохранило свою принадлежность и было единственным постоянно действующим зданием цирка в странах Балтии! 

В 2015 году с гастролями в столицу прибыл дрессировщик слонов Ларс Хольшер, который привлек внимание международной общественности тем, что жестоко обращался со своими животными и это было документально зафиксировано. Следом последовал другой скандал, главной героиней которого стала печально известная дрессировщица Наталья Бережко, крайне жестокое обращение с животными которой было запечатлено на видео.

Вследствие этого был поставлен вопрос о запрете использовать в выступлениях все виды диких животных. Итогом обсуждений было то, что в 2017 году Сейм, вопреки постановлению ответственной комиссии, одобрил запрет использовать в цирке диких животных.

Активисты проводят пикет у входа в здание цирка, призывая отказаться от насилия над животными ради шоу.

Однако были и сторонники традиционного Рижског цирка, которые указывали на то, что без животных цирк будет ждать упадок. А шумиху вокруг цирка они связывали не столько с защитой животных, сколько с переделом сфер влияния вокруг здания Рижского цирка. 

А с 11 февраля 2016 года, по причине аварийного состояния, проведение представлений в здании Рижского цирка приостановлено.

Но потом на официальном сайте появилась информация, что "в ближайшие годы Рижский цирк будет реновирован, чтобы стать многофункциональным центром искусств и современным местом проведения цирковых представлений – сохранить функцию, которая исторически ему была назначена".

2016 год. Рижский цирк.

Однако и в 2021 году ситуация до сих пор не изменилась.  
 
2021 год. Внутри рижского цирка. Фото: Вадим Шадрунов
2021 год. Внутри рижского цирка. Фото: Вадим Шадрунов

2021 год. Внутри рижского цирка. Фото: Вадим Шадрунов
2021 год. Внутри рижского цирка. Фото: Вадим Шадрунов

 
Все фотографии и материалы взяты из открытых источников в интернете и объединены в нашу статью.

Александр Литвак https://www.facebook.com/groups/rigailatvia/

3 комментария:

  1. На официальном сайте цирка написано: "Когда началась Вторая мировая война и Латвию оккупировала армия СССР, цирк Саламонскиса был национализирован. С 1944 по 1990 гг. деятельностью цирковых артистов, как и в других цирках СССР, заведовало Управление цирка Министерства культуры СССР".

    Смешно, что цирк загнулся не во время так называемой оккупации, а после неё >((((

    ОтветитьУдалить
  2. Да уж. Эта "оккупация", в отличие от "независимости", обеспечила расцвет и искусства, и промышленности.

    ОтветитьУдалить
  3. Были вчера на выступлении- на данный момент цирка нет, фое- нет, арены- нет, трибун- нет, сидели на стульях и вообще, жалею ,что пошёл, от того цирка к которому привыкли многие ничего не осталось- всё снесено.

    ОтветитьУдалить