Если витрины считать глазами города, то с глазами нашего города явно что-то неладно.
Как же мало осталось в Риге рижских старомодных витрин, на которые
приятно смотреть! Практически их можно пересчитать по пальцам: это
витрины ювелирных магазинов, сувенирных магазинов, художественных
салонов, магазинов тканей, магазинов посуды и конечно же витрины
цветочных магазинов.
Витрины магазинов Риги: вопль потребителя или скелеты от "Армани"
Легко определить, как оформлена витрина современно или старомодно: если вы вспугнутой курой отлетаете метра на два, и потом долго шепчете: «чур, меня, чур!», то витрина оформлена в полном соответствии с эстетикой сегодняшнего дня. Если вы задержались у витрины, вгляделись и улыбнулись – то старомодно. Со своей главной задачей - пугать прохожих до икоты, современные витрины справляются блестяще!
Прощай, «Сакта»
Но так было не всегда: ТРАДИЦИОННО в Риге витрины оформлялись с великолепным вкусом, чувством меры и стиля. Витрины создавали настроение, провозглашали смену времен года, радовали и удивляли.
Они были красивы сами по себе, и не так уж важно было, какие товары в них выставлены. Это был целый талантливый мир, живущий по своим законам, не подчиняющийся унылой советской действительности.
|
1970-е годы. Рига. Угол улиц Ленина и Меркеля. Магазин "Sakta" (автор фото: Б. Грачев) |
Самой красивой и элегантной витриной была витрина магазина «Сакта». Она была образцом хорошего вкуса, и чисто национального умения «сделать красиво» практически из ничего. Из веточек, ленточек, шишечек, новогодних шариков, осенних листьев и убогих советских товаров, получалась волшебная картинка. Искусная подсветка вечером делала витрину сценой. И это неудивительно, потому что оформители тех витрин заканчивали „Mākslas akadēmiju”, а оформители нынешних, судя по результатам, учились у Хичкока. Недолго. Жути много, таланта мало.
В витринах «Сакты» появлялись колготки и платки, кастрюлечки и вазы, постельное белье и бижутерия, духи и сумочки.
|
1960-е годы. Рига. Витрина магазина Sakta. Фото colourized.
|
Но главным действующим лицом были не товары, они были только предлогом – самым главным был «Его Величество Цвет». Тон задавала угловая, главная витрина, именно в ней появлялась тема и главный цвет оформления: желтый, фиолетовый, зеленый или белый. И тогда все остальные витрины-вассалы кидались подтверждать этот цвет платками, кастрюлечками, вазочками, бижутерией и постельным бельем.
|
1965 год. Рига. Угол улиц Ленина (Бривибас) и Меркеля. Sakta |
Гениальные художники-оформители играли цветом, дегустировали полутона и смаковали оттенки. Трудно себе представить, что белое на белом может потрясающе отчетливо выглядеть! Какую надо иметь смелость и уверенность в своем таланте, чтобы использовать в оформлении только белый цвет, используя при этом все его оттенки.
Кстати, если какая-нибудь женщина была одета в одежду и аксессуары только одного цвета, то про нее говорили: «Ишь, разоделась как витрина «Сакты»!
«Сакта» никогда, даже в самые сурово-дефицитные годы не унижала своих покупателей пустыми полками и плохим обслуживанием. В ней всегда можно было купить хоть что-то, она выручала нас когда нужно было быстро купить недорогой, но полезно-практичный подарок. Безнадежно обскакав весь город, мы шли в «Сакту» и там находили искомое. Мы покупали в ней первые в жизни золотые колечки, в подарок бабушкам покупали пушисто-шерстяные диванные подушки, мамам – духи, папам-одеколон, мужьям – бритвы....
|
1970-е годы. Рига. Торговый отдел магазина Sakta. |
Иногда мимоходом заскочив в «Сакту» можно было без блата и без заказа ухватить грильяжный тортик. Сувенирный отдел «Сакты» выручал, когда нужно было купить сувенир в национальном стиле: кожаные блокноты, футляры для очков, кошелечки. Недорогие сувениры производства «Дайльраде» не были тягостным событием для кошелька. Керамика и янтарь, текстиль и варежки выставленные в витрине, делали ее привлекательной для гостей города. «Сакта» входила в знаменитый треугольник: «Подарок-бутылка-цветы», подарок покупался в «Сакте», бутылка покупалась рядом в «Арарате», а цветы - напротив, на цветочном базарчике.
|
1968 год. Рига. Песик Пиф приглашает всех желающих посетить магазин "Сакта" |
Продавцы «Сакты» всегда были одеты в форменную одежду со значком. В отличие от современных продавцов они не были удостоены высокого звания «Продавец-консультант», но всегда знали свой товар и могли помочь советом. Даже в последние годы «Сакта» не давала идиотски-несбыточных обещаний типа: «если-вы-найдете-дешевле-мы-вернем-вам-ваши-деньги».
|
1970-е годы. Рига. Парфюмерный отдел магазина Sakta. |
Не пачкала своих витрин липкими объявлениями тотальных распродаж и криво наклеенных процентов. Она была сдержанна, элегантна и достойно несла звание самого популярного магазина города. По витринам «Сакты» мы узнавали о том, что пришла весна, наступила осень, что до Нового года осталось всего ничего и надо думать о новогодних подарках. Календарь и погода могли обмануть, а витрины «Сакты» - никогда!
|
1967 год. Рига. Часть витрины магазина "Сакта", посвящённая 50-летию Октябрьской революции. |
«Сакта» была не просто большим магазином в центре города, она была ПОНЯТИЕМ. В «Сакте», напротив «Сакты», у «Сакты», не доезжая «Сакты», за «Сактой», перед «Сактой»... Прощай «Сакта»! И спасибо тебе, что ты столько лет была с нами.
Скелеты в витринах
Где они оформители тех витрин, которые делали Ригу – РИГОЙ? Неужели все подались в профессию с неприличным названием «мерчандайзер»? (Кто такой «мерчандайзер»? Раскладыватель и развешиватель товаров в больших магазинах.)
Почему сейчас витрины оформлены с фантазией удава и человеколюбием крокодила? Вариантов масса – манекены в одежде, манекены без одежды и одежда без манекенов. Практически единственная, художественная деталь оформления – плакаты с фотографиями красавиц и красавцов в той же одежде и с дебильно-радостными лицами. Если в витрине томится слащаво-красивый манекен мужского пола, то лицо у него до крайности порочное, вызывающее сомнение в его сексуальной ориентации.
Если раньше о смене сезона мы узнавали по настроению оформления витрин, то сейчас о тотальной распродаже по поводу весны, осени, зимы и лета, нам возвещает голый манекен с полосатой ленточкой, на причинном месте (такой лентой полиция ограничивает место преступления). Но как же мерзопакостно узнавать о приходе весны от скелетов!
В витринах магазинов, торгующих, не-одеждой просто навалены товары с ценами, если товары без ценников – или заманивают, или не хотят пугать. Еще вариант: цены без товаров, или цены в процентах от непонятно чего, на стеклах. Витрины «счастливочных» на всякий случай изнутри закрашены черным, в опасении, что счастье выплеснется на тротуар и забрызгает прохожих (Как, вы не знаете, что такое «счастливочная»? Элементарно: это вольный перевод слова «laimētava» с госязыка на язык «Достоевского и Шнура»).
Пришествие на нашу обиженную социализмом почву Армани, Гуччи и прочей лабуды, конечно счастье невероятное, но почему от витрин этих магазинов веет такой замогильной жутью?
В бывшем «генеральском» доме открылся магазин «Армани» - факт долженствующий вызывать радостный визг и благоговение. Но что-то не визжится и не благоговеется. Может быть тому виной прозрачные, членистые скелетики, населяющие витрину? Сломанные худосочно-пластмассовые ножки бедняжек запихнуты в обувку тоже от каких-то кутюрье, брр! Флагманы мировой мануфактурной индустрии с деликатностью тяжелых бомбардировщиков сбрасывают на нас магазины с витринами, где самым единственным художественным элементом оформления является название бренда. Или другого мы не заслуживаем?
Кофточка с Венеры
Не так давно на улице Дзирнаву рядышком были открыты два магазина, один – просто шикарный, а второй шикарный до неприличия.
Неприлично-шикарный строился и открывался с жуткой помпой, дамы в вечерних платьях окунали носики в шампанское и клевали «птичий корм» с зубочисток. Верхом цинизма и снобизма являлась выставленная в витрине черненькая, трикотажненькая кофточка с вышитыми на ней белыми и розовыми пудельками. Стоила эта радость больше четырехсот латов. Её что, шили на Марсе, а вышивали на Венере? Может ли тряпочка размером в три носовых платка РЕАЛЬНО стоить таких денег? Магазин стоял пустой и скучный, пугая ценниками прохожих. Не нужно было обладать качествами дельфийского оракула, чтобы при открытии предсказать в ближайшее время его закрытие. Что и состоялось! YES!!! Наверное, злорадство – плохое чувство? Или все-таки нет?
Чуть позже закрылся и просто шикарный. Строить, ремонтировать, открывать и закрывать роскошные магазины - это бизнес, или это спорт такой?
Белоснежка и семь гномов в Детском мире
Витрины магазинов предлагающих только детскую одежду, вызывают двойное чувство. Первое чувство – чувство радости, что наконец-то детей можно одевать и удобно и красиво. А второе чувство – чувство ужаса. Детские манекено-скелетики с культяпочками вместо рук и ног – это просто фантастика! Хичкок точно отдыхает! Как же надо не любить детей, чтобы так оформить витрину!
Но в Риге раньше любили детей! В «Детском мире» была первая в Союзе витрина с двигающимися куклами. Менялись целые спектакли с Дедом Морозом, Буратино, Карабасом Барабасом. Сказочные добрые персонажи населяли витрину, разыгрывали сценки.
|
1960-е годы. Рига. Угол улиц Революцияс и Кришьяна Барона. Взрослые и дети возле витрины универсального магазина "Детский мир" |
Белоснежка колокольчиком звала семерых гномиков кушать. Гномикам было не до еды, они добывали ископаемые. Все это классно подсвечивалось, ископаемые в вагонетках светились всеми цветами радуги, изображая драгоценные камни.
|
Общий вид витрины "Белоснежка и семь гномов" |
Детвора пугалась Карабаса Барабаса, радовалась за Буратино, переживала за зверей, сочувствовала нелегкому труду гномов. Оттащить детей от этого зрелища было делом совсем нелегким. Да и некоторых взрослых тоже!
|
Рига. Сказочные витрины "Детского мира" - волшебные воспоминания многих рижан |
Перед Новым годом на козырьке над входом в «Детский мир» всегда ставилась большая красивая, украшенная елка, а экспозиция менялась на чисто-новогоднюю, с Дедом Морозом и прочей атрибутикой. Дети, естественно были недовольны, Дед Мороз – хорошо, но двигающиеся гномы и Буратино были интереснее.
|
Декабрь 1984 года. Рига. У входа в универмаг "Детский мир" в предновогодние дни. Фото: Māris Bērsons |
Потом родного Деда Мороза сменил чужой Санта-Клаус, но это уже другая песня.
Привлекательными для детей были не только витрины детских магазинов. На улице Суворова 5, в часовом магазине сидел часовой мастер (кукла, естественно) с огромными усами, он качался из стороны в сторону и щеткой чистил часы. Усы и щетка были сделаны из одного и того же материала. Забавный и симпатичный мастер, наверняка, не одного мальчишку привел в профессию часовщика.
Между прочим, о витрине Детского мира вы можете отдельно почитать в нашей отдельной главе.
Огурцы из бочки
Витрины конфетных магазинов (нужно объяснять, что такое КОНФЕТНЫЕ МАГАЗИНЫ?) вызывали сладкое слюнотечение: выставленные в них марципановые фигурки зверюшек офигительной стоимости, были недостижимой мечтой, но их можно было покупать и по частям. Шоколадные пирамиды, корзины конфет, шербет, пастила, дорогие «Белочки», «Красные маки», «Кара-Кумы», «Трюфеля», дешевые «Кавказские». А уж рижская карамель славилась по всему Союзу: «Раковые шейки», «Гусиные лапки», «Молочная капля», «Эсмеральда», карамельки с забавными улыбающимися мордашками.
|
Улица Суворова. Магазин "Лотос" на углу с улицей Кирова |
Даже витрины овощных магазинов, были интересными (что такое овощные магазины? Это магазины где продавались ТОЛЬКО овощи и фрукты) и оформленными соответствующим образом. Осенью в них лежали огромные тыквы, а вокруг возлежала картина фруктово-корнеплодного изобилия. Смешные фигурки из морковки, картошки, капусты, свеклы, пучки зелени, какие-то фасольно-зерновые орнаменты делали витрину веселой и привлекательной.
|
1955 год. Рига. "Saknes. Zivis". Фото: Alfreds Krumins |
Осенью появление фиолетового цвета в витрине означало: « Баклажаны пришли!» и было сигналом: пора делать заготовки! (Где вы, настоящие украинские баклажаны с горьковато-терпким вкусом, почему вас заменили на неживую, голландско- картонную дрянь? Домашняя баклажанная икра с перцами, с зеленью, с чесноком, с помидорами, иль ты приснилась мне?)
Весной в витринах колхозных магазинов среди неживых стеклянных банок с огурцами вдруг появлялся живой пупырчатый огурец! Не длинный огурец-дебил, которых сейчас навалом в магазинах круглый год, а огурец пахнущий, огурцом! Конечно, и стоил тот огурец «будьте любезны»! О нем говорили, его вожделели, он был событием, с него начиналась весна!
В наше время витрины больших продуктовых магазинов не оформлены никак вообще. Зачем? Потребитель должен потреблять, а не эстетствовать. В лучшем случае с улицы видна оборотная сторона стеллажей, в худшем – витрины нет вообще.
|
1960-е годы. Рига. Город в витринах |
Что снаружи, что изнутри мего -супер-гипер- маркеты не утруждают себя ни в чем, они культурненько и незаметненько переложили на нас, потребителей, функцию овощной базы. Мы должны сами своими ручками выбирать хорошие фрукты и овощи, среди других фруктов и овощей (не таких хороших). Но! Если на овощных базах, снабжали рабочей одеждой и можно было потом помыть руки, то сейчас в больших магазинах запачканные корнеплодами или фруктами руки вы можете вытирать об одежду или облизывать. Интересно, на заправочных станциях есть бумажные полотенца, а в супермаркетах нет! И это абсолютно не зависит от магазина, от «Super Netto» до «mc2» картина совершенно одинакова.
Беря руками вишенку, клубничку, сливку невольно думаешь о тех руках, которые ДО ТЕБЯ трогали вишенку, сливку и клубничку. Сколько их было этих рук? Были ли это женские, мужские или детские руки? Были ли они чистыми, не отягощены ли разбоем, честным ли они трудом заработали на клубничку, вишенку и сливку?
Когда товар без упаковки берет продавец то, по крайней мере, у него есть санитарная книжка, и он ОБЯЗАН мыть руки, и НЕ ИМЕТЬ инфекционных заболеваний, а покупатель???
Если раньше в овощном магазине продавщица вылавливала для нас огурец из бочки, то сейчас, ура, мы можем сами хоть по локоть, хоть по колено нырять в лоханку с огурцами, ловить, пробовать и отпускать его соленого и маринованного…
После умилительной сценки, когда бомж с грязно-сизыми руками лакомился беззащитными орехами из общедоступного ящика, как-то не хочется покупать те товары, к которым имеет доступ покупатель без санитарной книжки, и которые не вымоешь с мылом и щеткой.
Понятно почему супер-гипер… и так далее строятся в тех местах, куда без машины не доберешься, купив в них очередной испорченный, несъедобный, или просроченный товар, и посчитав расход бензина, не повезешь его обратно, а шипя и матерясь выбросишь в мусорник…
А если бы он вез патроны?!
В строительных магазинах еще веселее – недостаточно поймать продавца с вывеской «продавец-консультант», ловить надо того, кто хоть что-то знает, но это может быть третий, четвертый или пятый по счету продавец. Иногда, если посчастливится можно поймать продавца, который знает того продавца, который знает что-то о данном товаре. Правда, идти до нужного продавца надо километра два... Вывеска «продавец-консультант» на этих ребятах вызывает неприличную ассоциацию со старым анекдотом, когда на сарае написано одно, а в сарае вовсе дрова.
Продавцы в магазинах торгующих бытовой техникой, понятия не имеют о тактико-технических свойствах своего товара. На простой вопрос: «какой фильтр у пылесоса?» продавец вылупляет глаза, для консультации сбегаются еще штук пять с такими же вылупленными глазами. Самый смекалистый додумывается раскрутить пылесос и посмотреть, какой же там фильтр. Слава Богу, что они не гранатометы продают.
Полная Европа
Только сейчас стало понятным, почему иностранцы приезжавшие в Ригу в 80-х и 90-х, ахали, охали и фотографировали наши витрины. Они-то уже давно были в Европе, и не тратили силы, время и деньги на такие глупости, как оформление витрин. Они знали, что главное- товар, а красоту витрины на хлеб не намажешь.
|
1960-е годы. Рига. Возле магазина № 1 "Rīga" ("Мужская галантерея") на улице Ленина. Фото: Vladimirs Gailis |
По сравнению с теми же восьмидесятыми и девяностыми годами Рига необыкновенно похорошела и посвежела. Отреставрированные современными материалами и раскрашенные современными красками югендстильные дома выглядят наверное даже лучше, чем их задумали знаменитые рижские архитекторы.
Подобрели морды львов, стали по-женски округлыми бедра и бюсты кариатид, с них больше не валятся куски штукатурки, с обновленных кокетливых изящных балкончиков не свисает ржавая арматура, лепные орнаменты радуют листочками, плодами и завитушками. Как жаль, что красоту этих домов уже не могут подчеркнуть те старые, рижские витрины.
Как странно: в советское время в облупившихся, выкрашенных одной и той же серой краской домах, у пустых магазинов были витрины, на которые можно было любоваться часами...
|
Рига. Возле Рижского центрального универмага. "No sērijas Atrasts atviknē". Фото: Raimo Lielbriedis |
Сейчас, в этих же похорошевших домах, отнюдь не пустые магазины отпугивают нас витринами, мимо которых и проходить-то неприятно! Почему разминулись во времени и пространстве, красивые дома и талантливые витрины, хорошие товары и профессиональные продавцы? Ну почему они никак не встретятся? ПАЧЕМУ?
Среди дурновкусия и разноцветной серости современных витрин милыми оазисами ПОКА остаются витрины цветочных салонов и магазинов. Когда уйдут и они, вот тогда наступит полная и окончательная Европа !!!
|
1959 год. Рига. Угол улиц Вальню и Аудею. Возле витрины Рижского Центрального универмага |
Автор оригинального текста Ксения Клепикова "Вопль потребителя, или скелеты от "Армани"
Фотографии взяты из интернета из открытых источников. В частности из:
Александр Литвак https://www.facebook.com/groups/rigailatvia/permalink
Комментариев нет:
Отправить комментарий