У витрины "Детского мира" в Риге - работы Адриана Пабианса
Многие, чьё детство прошло в Риге, наверняка помнят универмаг «Детский мир» на улице Кришьяна Барона. Главным аттракционом универмага были не столько его товары, сколько удивительная «движущаяся» витрина у входа. Многие родители часто ездили с детьми в «Детский мир» только для того, чтобы посетить этот волшебный мир за стеклом и порадовать своих детей.
У витрины "Детского мира" в Риге - работы Адриана Пабианса / Bernu pasaule un Adrian Pabians
Детством, как минимум, двух поколений является универмаг "Bērnu pasaule " ("Детский мир") в Риге. Он был островом сказок, словно рай для детей: в нём было устроено прекрасное кафе "Марите" и творческие рекламы мастера Адриана Пабианса, о которых мы Вам и расскажем.
Рижский "Детский мир" в 1960-е года
Отдел игрушек в "Детском мире"
Одежда для детей в "Детском мире"
Отдел спортивных товаров в "Детском мире"
Отдел одежды для новорождённых в "Детском мире"
Interjers vienā no universālveikala „Bērnu pasaule” zālēm. Rīga, 21.07.1964. Autors: Juris Poišs
Кафе, расположенное в "Детском мире"
Фото на память у "Детского мира". Автор неизвестен.
Как
правило, многие с родителями сначала ходили по магазину и делали
покупки. Одежда на этажах выше особо детей не интересовала, а вот
посмотреть на обилие игрушек на 1 этаже было ещё те удовольствием. Но помимо большого количества игрушек интересным для посетителей в "Детском мире" была витрина. Та самая, около которой многие дети просились постоять и посмотреть на движущиеся куклы поле покупок.
1970-е годы. Витрина у главного входа в «Детский мир» в Риге
К сожалению, далеко не все знают, что эту витрину, как и все другие движущиеся рекламы Риги, придумал замечательный человек – Адриан Пабианс, имя которого не найти теперь ни в одной книге о Риге. Это непростительное упущение, ведь созданные им «движущиеся рекламы» остаются непревзойдёнными до сих пор!
Адриан Пабанс среди своих творений
Художник-конструктор Адриан Пабианс родился 21 ноября 1908 года в городе Екабпилс. После окончания Екабпилсской начальной школы, он отправился в Ригу, потому что семья имела пятерых детей, и ему приходилось самому себя содержать, совмещая работу с учебой.
Учился Адриан на юриста. Но творить он всегда любил: даже изобрёл модель бильярда и в 1934 году был заключен контракт на его промышленное производство, однако эта идея не была реализована. В 1939 Адриан Пабианс получил юридическую степень в Латвийском государственном университете, в 1951-м он окончил Латвийскую художественную академию по классу живописи, правда, без защиты дипломного проекта. В дальнейшем, с 1951 до 1979 года, он проработал во Союзторгрекламе.
"Детский мир". Художник-конструктор Адрианс Пабианс и его одна из витрин "Доктор Айболит"
Сам автор себя называл художником-конструктором и использовал эти навыки в семье, не только делая движущиеся детские игрушки, но также и в шитье одежды для дочерей! Любую идею Адриан осуществлял сам, с первого эскиза до составления технических и экономических расчетов. Он красил, шил, моделировал, был электриком и слесарем, делал всё, чтобы «динамичная сюжетная реклама» (этот термин он придумал сам) играла важную роль в содействии развитию торговли, идя в ногу с ростом эстетических потребностей трудящихся».
Первые витрины Пабианс сделал с 1951 по 1964 год для Рижского центрального универмага. Витрины магазина художник украсил двумя животными: белым мишкой, который лизал мороженое в вафельном стаканчике, и морского льва, балансирующего на льдине.
В 1960-х годах в окне универмага появился новый обитатель – слон. В хоботе он держал колесо-карусель, на которой были размещены различные товары.
Одна из первых работ Пабанса - слон в витрине центрального универмага
1970 год. Рига. Подвижная композиция "Слон" в витрине "Детского мира" (считается, что впервые она появилась в витрине РЦУ в начале 1960-х годов) (автор фото: Jurijs Kuprijanovs)
Именно так появился новый вид оформления витрин – «живая реклама» (опять же, собственное выражение Пабианса). Эти чудеса художник создал на своей кухне, где у него была мастерская. Последней композицией универмага стали – «Лебедь, рак и щука» в 1963 году.
1959 год. Рига. Витрина магазина "Детский мир" № 22 1-го горпромторга на улице Ленина, 7 (автор фото: Grigorijs Akmoļinskis)
Универмаг «Детский мир» был открыт в1964 году на углу Кр.Барона и Матиса, который и стал основным местом работы Адриана Пабиана вплоть до 1979 года.
Дети и взрослые у витрины «Детского мира» в 1970-е годы
Первая динамическая композиция центральной витрины нового магазина стал «Доктор Айболит», за ним последовали «Театр Буратино» (1967), «Цирк» (1974), «Белоснежка и семь гномов» (1981) и «Дятел на дереве» (1988). Читатель вспомнит лучше всего ту витрину, в зависимости от поколения, к которому принадлежит. Пабиан создавал движущиеся рекламы уже будучи на заслуженном отдыхе. Механизмы для рекламы были размещёны не только в витрине у главного входа, но и на крыше магазина!
1965 год. Рига. Витрина универсального магазина "Детский мир" изнутри. Две из работ художника-конструктора Адриана Пабианса "Доктор Айболит"/“Doktors Ai-kā-sāp” и "Слон"
По представлениям Адриан Пабианса было мало, чтобы фигуры рекламы просто двигались, нужно было, чтобы они что-то показывали, как бы общались друг с другом. Для детей наиболее приемлемыми были герои знакомых им сказок.
Таким в начале 60-х годов был доктор Айболит – герой одноимённого стихотворения популярного русского писателя Корнея Чуковского. В стихотворении доктор отправился в Африку, чтобы помочь тяжелобольным зверям. Сохранилось описание этой первой движущейся рекламы, которое позволяет оценить степень сложности подобных проектов.
Витрина «Доктор Айболит»
Реклама состояла из двух фигур – больного бегемота и врача. Всего было несколько движений: сначала доктор сидел и слушал через фоноскоп дыхание бегемота (он открывал рот, и грудь начинала ритмично двигаться); затем доктор наклонялся, а бегемот открывал рот и ждал, когда доктор закончит осмотр. В конце доктор брал в руку лапу бегемота и смотрел на часы, по движениям его губ можно было понять, что он считает пульс. Движения были синхронизированы и каждое длилось 30 секунд. Затем действия повторялись снова. Кроме основных фигур в рекламе были и второстепенные: верблюд, на котором были размещены игрушки из ассортимента магазина, и страус с завязанной шеей, который ждал приема у врача. Фигуры доктора и бегемота были сделаны из папье-маше, верблюд был вырезан из ДСП, а страус сделан из ткани и поролона.
Общий вид витрины «Театр Буратино»
Не менее популярным был герой сказки Алексея Толстого деревянный мальчик с длинным носом – Буратино. Адриан Пабианс создал в своей рекламе «Театр Буратино» четыре сцены. В них Буратино встречался с другими героями сказки. Так в одной сцене Мальвина качала головой, когда Буратино, сидя за столом лизал тарелку языком, а на второй картине злой Карабас Барабас пытался поймать Буратино, но его борода приклеивалась к дереву и деревянному мальчику удавалось улизнуть.
Лиса Алиса, Кот Базилио и Буратино- фигуры «Театра Буратино»
В следующей картине лиса Алиса и кот Базилио уговаривали Буратино закопать свои деньги под деревом на Поле чудес. Последним зрители видели Буратино с книжкой в руках. Движущие картины появлялись на сцене маленького театра, повторяя сюжет книги.
Фигура Буратино на витрине
В качестве зрителей выступали черепаха Тортилла и игрушки из магазина. Таким образом реклама Пабианса не только развлекала, но и рекламировала конкретный товар.
Следующей
инсталляцией был «Цирк», созданный в 1974 году. Эта картина состояла из
четырёх сцен. Все они были выполнены отдельно, чтобы их можно было
менять местами. Машины двигались без звука и на экономичном режиме. Эта
картина простояла в витрине почти восемь лет. Главными героями были лиса
на лошади, слон, тигр, черепаха и заяц.
Заяц на черепахе и тигр на витрине "Цирк"
Тигр на витрине "Цирк"
Общий вид витрины «Цирк»
Адриан Пабианс у фигуры лисицы на лошади из витрины «Цирк»
Игрушечный конь-качалка, раскачивающийся на вертящемся круге, и лиса, балансировавшая на одной ноге. Вся композиция могла поворачиваться во все стороны. Потом был ещё белый слон с всадником на большом блестящем шаре.
Слон на шаре и зрители из витрины «Цирк»
Слон балансировал на шаре и иногда поднимал всадника хоботом. Третьим был заяц на черепахе, и последним был тигр-гимнаст, парящий над ареной.
Заяц на черепахе и тигр на витрине «Цирк»
Он открывал то один, то другой глаз, то оба сразу. Вокруг круга (арены) были «зрители» – это снова были имеющиеся в продаже куклы и мягкие игрушки. Не менее интересной была и следующая инсталляция «Белоснежка и семь гномов». Перед зрителями представал горный пейзаж. Справа среди деревьев стоял бревенчатый домик гномов с двумя окошками. В одном из них виднелась плита и Белоснежка, которая готовила обед. Слева в горах работали семь гномов.
Адрианс Пабианс и персонажи для витрины "Белоснежка и семь гномов"
Общий вид витрины «Белоснежка и семь гномов»
Одетые в разноцветные одежды фигурки гномов расположились на склонах горы. У каждого в руках была кайло, которым они обрабатывали горную породу. Но вот Белоснежка заканчивала готовить, подходила к другому окну и начинала звонить в колокольчик. Гномики останавливались и отдыхали. А через некоторое время все снова начинали работать. Картину дополняли плюшевые зайцы и лиса, хитро наблюдающая за ними из пещеры. Конечно, такая динамическая сюжетная реклама стоила дорого. Сохранились сведения о стоимости рекламы «Белоснежка и семь гномов» (1981) – разработка и производство материалов, которые были необходимы, обошлись в 4 509.97 рублей, а сам хозяин в своем письме пишет, что «это сложный процесс, требующий синтеза художественной и творческой фантазии с экономической выгодой». Не всегда руководство магазина удавалось убедить в необходимости новой динамической рекламы по этому одним из аргументов зачастую был, что имеющаяся реклама «морально и эстетически устарела».
Это, однако, не мешало продавать находящиеся в хорошем состоянии механизмы в другие города. Адриан Пабиан со своими динамичными рекламами регулярно принимал участие в выставке Всесоюзных достижений народного хозяйства в Москве, где экспонаты и продавали. Так, Айболита, которого оценили в 2 763.21 рублей, например, продали в Алма-Ату, а сам Адриан Пабиан получал специальные заказы из Омска, Ташкента, Тбилиси, Крыма и, конечно, от Московских магазинов. Из этих работ художника известно лишь несколько фотографий.
Адрианс Пабианс и заяц на черепахе для витрины "Цирк"
Adrians Pabians. Dinamiskā reklāma “Cirks”. Veikala “Bērnu pasaule” centrālais skatlogs. 1970. gadu vidus. Foto no mākslinieka ģimenes arhīva
Последнее творение мастера динамической рекламы – «Aijā žūžu lāča bērni»
был открыт в июне 1990, когда автору было уже 82 года! Спустя два года,
14 января 1993 года, Адриана Пабианса не стало. Вскоре началась
реорганизация «Детского мира» и движущиеся рекламы навсегда канули в
Лету.
Жизнь рекламы очень коротка. Не стали исключением и творения Адриана Пабианса. До наших дней не сохранилась ни одна из них, даже оригинальные части или фигуры не были сохранены. Однако имя Пабианса не забыто, пока мы помним о нём. Его работы навсегда войдут в историю латвийского дизайна и искусства.
Декабрь 1977 года. Рига. Universālveikala "Bērnu pasaule" galvenās ieejas Jaunajam gadam veltīts noformējums (автор фото: G. Maidanovs)
1982 год. Газета "Ригас Баллс" об Адриане Пабиансе (рисунок кликабелен)
1987 года. Газета "Ригас Баллс" об одном из проектов Адриана Пабианса (рисунок кликабелен)
Все фотографии и материалы взяты из открытых источников в интернете и объединены в нашу статью. За основу взят источник:
Спасибо большое за информацию��! Я всегда думала,где же это всё! Очень жаль ,что ничего не сохранилось ��! Теперь Даже в "Лидо" нет таких интересных , интерактивных кукольных инсталляций!
Какое там было кафе столовая на первом этаже..мороженное фантастика.игровые апарыты морской бой...там была сказка..которой ни будет ни когда...как жаль...что стало с латвией с детским миром....я дите 1980г и все помню...белоснежка и гномики это бомба...детсво приди снова прошу молю......
Аж слезы наворачиваются... Не только я, оказывается, зависала каждый свой проход мимо магазина у белоснежки с гномиками))) и мой первый игровой аппарат был морской бой в специальных окулярах, смотришь и всё объёмное, типа 3 Д..
Спасибо за статью! В детстве приезжала на лето к прабабушке, и сколько же часов я провела у этих витрин! Это было начало девяностых, и отлично помню «Белоснежку» (и этого смешного лиса почему-то особенно), и вторую экспозицию « Aijā žūžu lāča bērni» - перевела через Гугл примерно, но думаю это она. Бабушка-медведица читает книжку медвежонку, который никак не хочет спать)) больше таких витрин, конечно, я никогда нигде не видела.
Спасибо вам за этот пост. Как побывала снова в детстве.
ОтветитьУдалитьJa pomnju eti vitriny!!!!! Aaaaa kak že zdorovo :)))
ОтветитьУдалитьСпасибо большое за информацию��! Я всегда думала,где же это всё! Очень жаль ,что ничего не сохранилось ��! Теперь Даже в "Лидо" нет таких интересных , интерактивных кукольных инсталляций!
ОтветитьУдалитьА,какое было кафе в Детском мире ,такого мороженного не было нигде ,так вкусно было ,до их пор помню его вкус с хрустящим печеньем.
ОтветитьУдалитьОгромное спасибо за эту историю: я снова побывал в своём детстве. Тепло, приятно и одновременно грустно.
ОтветитьУдалитьА вам спасибо за отзыв :)
УдалитьОгромное спасибо за статью! Незабываемые впечатления на всю жизнь от витрины про гномов с белоснежкой!
ОтветитьУдалитьКакое там было кафе столовая на первом этаже..мороженное фантастика.игровые апарыты морской бой...там была сказка..которой ни будет ни когда...как жаль...что стало с латвией с детским миром....я дите 1980г и все помню...белоснежка и гномики это бомба...детсво приди снова прошу молю......
ОтветитьУдалитьАж слезы наворачиваются... Не только я, оказывается, зависала каждый свой проход мимо магазина у белоснежки с гномиками))) и мой первый игровой аппарат был морской бой в специальных окулярах, смотришь и всё объёмное, типа 3 Д..
УдалитьСпасибо за статью! В детстве приезжала на лето к прабабушке, и сколько же часов я провела у этих витрин! Это было начало девяностых, и отлично помню «Белоснежку» (и этого смешного лиса почему-то особенно), и вторую экспозицию « Aijā žūžu lāča bērni» - перевела через Гугл примерно, но думаю это она. Бабушка-медведица читает книжку медвежонку, который никак не хочет спать)) больше таких витрин, конечно, я никогда нигде не видела.
ОтветитьУдалитьБольшое Вам спасибо . С интересом посмотрела фотографии - на душе стало теплее ,потому что это воспоминания о детстве и о родине. Благодарю Вас.
ОтветитьУдалить